[ОВА] Электричество печки: резистор, переключатель, мотор

Модератор: Мышаня

Правила форума
Написание новых сообщений в этом разделе запрещено ! По вопросам дополнения или редактирования фотоотчётов, обращайтесь к модераторам раздела.
Fedorka
Опытный Вектравод
Сообщения: 1875
Зарегистрирован: 08 ноя 2005 19:40
Имя: Фёдор
Страна: Россия
Город: Санкт-Петербург
Модель: Vectra B + Renault Symbol
Двигатель: Y16XE + K7J
Мощность: 100 и 75 лошадок
К.П.: 5МКПП
Цвет: Синий + Серо-голубой
Поблагодарили: 4 раза

[ОВА] Электричество печки: резистор, переключатель, мотор

Сообщение Fedorka » 19 фев 2007 13:15

Изображение

В связи с участившимися зимой вопросами о том, как же всё-таки работает печка, решил написать небольшой ликбез по электрической части отопителя. Привожу схему, взятую по ссылке, имеющейся где-то на форуме. Верхний виний прямоугольник - это переключатель печки, нижний синий квадратик - мотор с вентилятором и резистор печки. У этого надоевшего всем резистора имеется две обмотки, который я обозначил как R1 и R2. Масса находится внизу, т.е. минус идёт по коричневым проводам.

Итак, краткое описание:

Первая скорость: ток идёт через обмотки R1 и R2, соединённые последовательно. Таким образом, имеем сопротивление равное R1+R2.
Вторая скорость: ток идёт только через обмотку R2
Третья скорость: ток идёт через обмотки R1 и R2, соединённые параллельно. Таким образом, имеем сопротивление равное 1/(1/R1+1/R2), т.е. сопротивление, меньшее каждого из R1 и R2.
Четвёртая скорость: ток идёт мимо резистора.

МОРАЛЬ:
- Если у нас обрывается обмотка R1, то у нас остаётся только вторая и четвёртая скорости вращения вентилятора печки.
- Если у нас обрывается обмотка R2, то у нас остаётся только третья и четвёртая скорости вращения вентилятора печки, причём третья становится примерно как вторая.
- Если у нас обрываются обе обмотки, то четвёртая скорость всё равно должна оставаться работать. Таким образом, если у вас перестала работать четвёртая скорость, то резистор тут не причём.


Подробное описание:

Выключатель имеет два ряда контактов. Верхний ряд для полжения выкл. и для первых двух скоростей ничего не замыкает. В нижнем ряду для второй и третьей скоростей замыкаются одни и те же контакты.
Первая скорость: ток идёт по цепи: чёрный провод сверху (+), контакт 1 нижнего ряда переключателя, серый провод, обмотка R1, обмотка R2, мотор печки.
Вторая скорость: ток идёт по цепи: чёрный провод сверху (+), контакт 2 нижнего ряда переключателя, жёлтый провод, обмотка R2, мотор печки
Третья скорость (самая хитрая): ток идёт по цепи: чёрный провод сверху (+), контакт 3 нижнего ряда переключателя, жёлтый провод. Далее цепь делится на две: одна часть тока идёт сразу через обмотку R2 на моторчик. Вторая часть идёт через обмотку R1, серый провод (с номером 0.75), контакт 3 верхнего ряда переключателя, зелёный провод (с номером 2.5), моторчик печки. Таким образом, обмотки R1 и R2 включаются параллельно.
Четвёртая скорость: ток идёт двумя путями: через контакт 4 верхнего ряда и через контакт 4 нижнего ряда, по зелёным проводам, мимо резистора, прямо на моторчик.

Вот как-то так. Отсюда становится ясно почему на мотор идёт четыре провода, один из которых масса, а скоростей тоже четыре (хотя плюсовых проводов всего три). Можно было бы ещё извернуться и сделать целых пять скоростей, но ребята из GM решили, что четырёх скоростей предостаточно.

P.S. Между резистором и моторчиком в цепь включён термопредохранитель, который на схеме почему-то не указан (четвёртая скорость тоже через него проходит, как и все остальные). Рсположен он непосредственно на корпусе резистора и предназначен для экстренного разрыва цепи в случае перегрева резистора. Соответственно, если вдруг перестали работать все скорости сразу, то имеет смысл проверить исправность этого термопредохранителя, его можно заменить не меняя резистор. Хотя неисправность можеть вкрасться и в любое другое место.

yagospb
Опытный Вектравод
Сообщения: 3374
Зарегистрирован: 19 сен 2009 20:01
Имя: евгений соболев
Телефон: +7 911 7 4 1 2 6 0 8
Страна: наша раша
Город: санкт-петербург
Модель: opel vectra a
Двигатель: c18nz
Мощность: 90
К.П.: механика
Цвет: чёрный
Рег. номер: х350хх
Откуда: стрельна
Благодарил (а): 33 раза
Поблагодарили: 66 раз

Сообщение yagospb » 07 янв 2011 19:56

данные термопредохранителя:(SF214E T216'C 10A 250V)
так он выглядит:Изображение
пс:
девайс одноразовый, от перегрева в случае не КЗ, а долгой повышенной нагрузки, из-за износа мотора, например.

msmsilich
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 01 окт 2010 08:50
Имя: Сергей
Город: Екатеринбург
Модель: Патриот
Двигатель: 3l
Откуда: Екатеринбург
Контактная информация:

Re: [ОВА] Электричество печки: резистор, переключатель, мотор

Сообщение msmsilich » 04 июл 2011 21:20

Если традиционно горят дополнительные резисторы или переключатель скоростей печки, то, скорее, превышены токи через его контакты.

Эту беду можно вылечить заменой подцепленных к нему дополнительных резисторов на модуль плавного регулирования (ШИМ). Его преимущество в том, что он не греется, как нагрузочные резисторы, и потребляет меньше энергии именно на ту величину, что шла на нагрев резисторов. Соответственно и нагрузка на переключатель уменьшается.
Изображение
Документацию для самостоятельного бесплатного изготовления можно скачать здесь


Вернуться в «- FAQ -»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя



Вход  •  Регистрация